Наставничество
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативные документы:
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145
"Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 3273-р
"Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогическиз работников РФ, включая национальную систему учительского роста"
Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2022 г. № 623-р
"Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга"
Информационное письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 г. № А3-1128/08/657
"О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях"
Приказ ГБОУ школы № 500 от 31.08.2022 г. № 065/6
"Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБОУ школе № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга"
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБОУ школе № 500
Приказ ГБОУ школы № 500 от 31.08.2023 г. № 068/1-1
"О стимулировании и мотивировании педагогических работников, вовлеченных в систему (целевую модель) наставничества педагогических работников в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга"
Наставничество: новости
I встреча участников программы наставничества
ГБОУ школа № 500 «Педагогическое наставничество - перспективное направление образовательного процесса»
31 октября 2023 г. состоялась встреча участников программы наставничества, в ходе которой были освещены особенности и разновидности работы в рамках педагогического наставничества, озвучен план работы программы на текущий учебный гол. В заключительной части мероприятия был проведен психологический тренинг, направленный на профилактику повышенной утомляемости и профессионального выгорания с применением кейсов от психологов школы.
В рамках года педагога и наставника 31 марта 2023 г. на базе нашей школы был проведен городской семинар для кураторов наставничества «Деловая игра: «Перспективные практики наставничества для устранения педагогических дефицитов».
Семинар организован Информационно-методическим центром Пушкинского района (в лице руководителя методического объединения наставников, учителя математики ГБОУ школа №500 Катович Юлии Андреевны) и ГБОУ школой №500. Кроме кураторов наставничества Пушкинского района были приглашены представители школ Колпинского района.
Для участников семинара, нашими коллеги из ГБОУ школа №604, №449 и №606, были проведены замечательные мастер-классы: «Карта пути педагога или добро пожаловать», «Проектно-игровая технология географическое кафе «41-81», «Классный час «Наш город над вольной Невой», «Классы педагогической направленности: миф или реальность».
Встреча прошла продуктивно, в дружественной атмосфере и с готовностью на дальнейшее сотрудничество.
Районный семинар по наставничеству
22 ноября 2022 г. на базе нашей школы состоялся районный семинар для кураторов наставничества на тему «Перемены: перспективные методы наставничества». Организаторами семинара выступили ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга и ГБОУ школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга. В рамках мероприятия была представлена районная целевая модель наставничества, а также проведены 3 мастер-класса по темам: «Коучинг как средство формирования профессиональной уверенности педагога», «Решение кейсов как форма наставничества» и «Педагогическая игра как образовательное событие и способ формирования культуры наставничества».
Первая встреча наставников и наставляемых
20 октября 2022 г. состоялась первая встреча наставников и наставляемых (Программа наставничества, форма «учитель – учитель»). В рамках мероприятия были проведены психологические тренинги, диагностика состояния стресса, решение кейсов, что позволило провести знакомство наставнических пар/групп в неформальной дружеской обстановке.
Желаем нашим коллегам плодотворного взаимодействия и творческих достижений!
Встреча наставников в школе 500
27 мая 2022 г. состоялась первая встреча наставников (в рамках Программы наставничества, форма «учитель – учитель») с психологом школы и куратором наставничества. В ходе встречи были рассмотрены интересные формы взаимодействия, а также проведен психологический тренинг наставников.